Диско

Первый магнитофон мать купила в 1986-м году. Помню, я встал с утра, а он уже работает. Советское моно – названия даже не помню, то ли «Электроника», то ли как-то ещё… Вместе с магнитофоном в комплекте была кассета МК-60 с записями итальянской эстрады: Адриано Челентано, Риккардо Фольи, Хазер Паризи, Тото Кутуньо и что-то ещё. Не помню, были ли «Рикки энд поверри». Самая лучшая песня была «Аморе но» - без сомнения. Магнитофон был вертикальный, серебристый – дизайн нормальный. Мы с братом включали кассету с утра перед школой или после возвращения со школы – и слушали зарубежные песни о красивой жизни. Прекрасные мелодии итальянцев, хороший чёткий ритм, оркестровки, вообще насыщенное звучание после «Весёлых ноток», конечно, имели у нас большой успех. Я раньше слышал Челентано и Кутуньо на улице, но совсем другое дело – иметь их у себя на кассете, пусть даже по паре песен. Жаль, не было «Феличиты» и «Мамы Марии», но это дело уже другое. Я как-то был ориентирован на запись «концертами» (так мы называли целиковые альбомы), но никого из итальянцев так и не записал. В отличие от эпохи «Верасы», «Весёлых ребят» или Льва Лещенко отличие было – небо и земля. Попозже маме где-то дали кассету с песнями Александра Новикова, а Женька Артёмов принёс хорошую импортную кассету «Denon» с Вилли Токаревым – это были какие-то полузапрещённые песни шпаны и эмигрантов, незабываемые вещи для советского пионера. Но о «блатняке» вообще отдельная история. Сейчас о диско.

Немногим позднее откуда-то появилась шестидесятиминутная кассета с Video Kids - 1985. Культовая вещь для СССР того времени. Очень популярная и модная группа. Я не знал, откуда эти ребята, кто они, поэтому в моём представлении они выглядели весёлыми карликами, хихикающими в ритм. Первая песня альбома (Do the Rap)была достаточно динамичной, третья (La Bamba) – забавной, четвёртая (I`m A Rock & Rollpecker) – рок-н-рольной и достаточно мощной в альбоме. Композиция Woodpeckers From Space, особенно её начало, было забойным, нам тогда не хватало какой-то резкости в музыке, сочетающейся с мелодикой. Но, пожалуй, самыми интересными были вторая (Cartooney Tunes (Happy Birthday)) и седьмая (Give Me that Banana) песни. Мы не знали английского, знали, что на Западе полная анархия и некое торжество красиво преподнесённого греха, поэтому мне казалось, что исполнители этих песен одеты в яркие одежды, в их головах только секс и выпивка и вообще они антисоветчики. Намного позже я узнал, что это вполне безобидные шведы. Кстати, моё мнение о Западе с тех пор несколько раз колебалось из стороны в сторону и сейчас оно установилось на той же отметке, на какой было, когда мне исполнилось 12 лет. Запад действительно не только антисоветский, но и антироссийский, он действительно красиво заворачивает грех и пестрит всеми цветами радуги. Но это сейчас к теме не относится. Мы слушали эти песни и хотели воспринимать западных людей с человеческой точки зрения, хотели увидеть в них что-то от самих себя. Музыка была красивая и энергичная, в СССР тогда такой не делали. Может, нас и вправду тогда заманивали в Европу? Не знаю.
Допиской к Video Kids шла Sandra, песни из альбома 1985 года. Судя по записи, это была концертная запись, так как всё перемежалось хлопками зала и речью певицы. Точно были песни In The Heat Of The Night, You And I, (I'll Never Be) Maria Magdalena. Прекрасные мелодии, которые я считаю одними из лучших в европейском диско. Вообще этот альбом я ставлю выше, чем многие вещи «Модерна» или CC Catch. В нём есть не только диско-слащавость, характерная для всего направления, но и некоторая роковость, внутренняя энергия, бьющая сильно выраженным ритмом наряду с протяжными клавишными. «Магдалину» вообще можно поставить в Топ-10-10 евродиско всех времён. Эту сторону я затёр до дыр, постоянно перематывая и так плохую запись. При перемотке, как известно, магнитный слой стирается, поэтому кассеты, особенно советские, не рекомендовалось часто перематывать. Я значительно ухудшил в итоге качество записи, провал плёнку, заклеил, кассету начало поджёвывать из-за задевания валика. В итоге я поменял эту МК-60 на две книги Герберта Уэллса.
Мать продала магнитофон, ничего об этом не сказав. Однажды я пришёл – а его нет. Мы долго не страдали. Занятий было море – спорт, книги, аквариум, речка, квартира бабушки на 5-м микрорайоне, фотоаппарат, марки, дача, овраги и степь.
В октябре 1989-го года мама купила мне в Гарнизонном универмаге в ДОСах на Набережной маленький магнитофон «Протон». Тоже моно. Он стоил что-то около 20 рублей, может быть 21-22 рубля. Короче, не очень дорого. Модель горизонтальная с запасным пассиком и двумя кассетами в комплекте – по моему, одной чистой и одной кассетой с записями дуэта Katz. Кассета МК-45 с фотографией коллектива. Интересные шведки. Как женщины. Как певицы тоже очень воодушевляющие, свежие мелодии, как я сейчас понимаю, это была некая смесь ранней Мадонны с евродиско. Хотя, конечно, от общего фундаментального влияния ABBA шведским исполнителям пришлось отделываться все 80-е годы. Судя по всему, это были песни из альбома Katz 1986-го года Female Of The Species. Отдельно можно отметить композиции Visions Of You и Loving You Is All Know. Мне нужны были кассеты МК-90, а лучше японские девяностоминутные «шедевры» для многократных записей. МК-45 с Katz я надолго закинул в ящик – по-моему, через пару лет я записал на неё Accept – 1989. Ну а тогда началась эпоха японских кассет Sony, Hitachi, Maxell, период Bad Boys Blue и Fancy. Мать с отцом давали мне деньги на кассеты, но однажды я вскопал соседке дачу и получил за это червонец – мой первый заработок, потраченный на 90-минутную Maxell, которую я купил в магазине «Радиофотомузыка» на 3-м микрорайоне. Один из приятелей Атабаева Женька, живший двумя подъездами левее, согласился продавать мне б/у-шные Sony-60 и Hitach-60 с чёрными футлярами по червонцу за штуку. Это была настоящая Япония, привезённая его отцом из-за границы, она служила мне потом много лет – часть своего знакового «металла» и писал потом именно на эти кассеты. Я покупал кассеты у этого пацана несколько месяцев, скопилось их не менее десятка, среди них были Hitach-90 по этой же цене, что особенно радовало. В магазинах также выкидывали дефицитом немецкие BASF, но это было крайне редко – в основном, нужно было покупать у тех, кто работал в магазине. Вариантом была покупка кассеты в звукозаписи уже записанной кассеты, на которую потом ты перезаписывал свою музыку. Так у меня появились TDK, BASF и ряд других фирм. Скоро ко мне стали подтягиваться приятели – брать у меня записывать что-то. Все мы что-то перезаписывали группы друг у друга, но свои импортные кассеты я отдавал только в звукозапись – мне нужно было качество. Хоть «Протон» был и невеликой техникой, но я ухаживал за ним, постоянно протирал головку и валик, поэтому он воспроизводил прекрасно. Постепенно моя фонотека достигла 20-25 кассет, и мне этого вполне хватило для перезаписей. В Камышине в то время в старом городе была хорошая звукозапись рядом с ателье – выше рынка (камышане знают), там я записал всё своё основное диско. Позже я несколько раз обращался в студию в «Радиофотомузыке». Ну а период рока прошёл в поездках на улицу Ленина – там записал и «Депеш», и «Аэросмит», и «Куин», и много чего ещё. Советские МК-60, а потом и МК-90 развивались в качестве, в 1990-м году появилась целая партия феррохромовых кассет, держащих запись лучше простого Fe. Но особенно хорошими были хромовые кассеты с чёрной плотной лентой – помехи были минимальными, можно было перезаписывать почти как на японские. Мы не знали английского и не стремились его знать. Не было информации о названиях песен и альбомов – просто год выпуска и всё. Поэтому понравившиеся песни мы обозначали как «вторая из восемьдесят шестого» или «третья из восемьдесят восьмого». Я обычно выделял пару песен для формирования своих сборок, так как чужими сборками не пользовался.Первый альбом Bad Boys Blue восемьдесят пятого года Hot Girls, Bad Boys я бы отметил двумя хорошими песнями: You're A Woman и Pretty Young Girl. Вообще альбом несколько выделяется из общего фона евродиско тем, что в нём присутствуют регги-мотивы, блюзовые оттенки и даже некоторая роковость. Позднее «бойсы» это качество утратили. В композициях явно выражен вокал, не совсем дисковое строение ряда песен, отсутствие, с одной стороны кабаре-подхода и эстрадности, как у «Бони М», с другой – нет «мыльного сахара», как у «Модерна» (со всем уважением к Дитеру Болену). Первую песню альбома You're A Woman смело можно отдавать в Топ-10 евродиско. Песни этого альбома можно было бы легко играть под гитару – настолько они медленные, простые и понятные. Всё гениальное просто. Хорошей была ещё вещь Hot Girls - Bad Boys – в честь неё был назван альбом.
Альбом 1986-го года Heart Beat начинается песней I Wanna Hear Your Heartbeat (Sunday Girl), начало которой позже было украдено Газмановым и помещено в его «Эскандрон». Прекрасная вещь. Но в целом в этой серии песен я бы уже кое-где отметил влияние мегакомпозитора Болена, действительно серьёзно подвинувшего европейскую поп-культуру. Альбом повторяет некие камерные тенденции 1985-го года, но уже с некоторым сдвигом к общему мейнстриму евродиско середины 80-х. Я бы отметил Baby I Love You и Kisses & Tears (My One And Only).
1987-ой год (альбом Love Is No Crime) открывает композиция Come Back And Stay, быстрая вещь относительно того, что группа играла до этого. Хорошая музыка с женскими подпевками. Если в 1985-м песни исполнял один солист, то 1986-87-м – два: наряду с афронемцем поёт белый исполнитель. «Бэды» заметно утехнились, стала более выраженной более быстрая электронная ритмика при сохранении разнообразия элементов, усложнились оранжировки. В альбоме 1987-го года заметно выделяется песня Love Is No Crime (одноимённая с пластинкой), а также Gimme Gimme Your Lovin' (Little Lady) – просто хит. Хорошо сделанной вещью была Charlene.
My Blue World (1988) – альбом электронного звучания группы, один из наиболее удачных и больших. Здесь Bad Boys Blue вырвались в новый звук, не характерный для прежнего творчества. Открывает пластинку композиция A World Without You (Michelle) – забойная для этой манеры вещь, продолжающаяся не менее чёткой и ритмичной Don't Leave Me Now. Качественные «продукты», не однообразные смены гармоний. Но особенно мне нравится четвёртая песня - Don't Walk Away Suzanne. Просто хорошая музыка. Не менее замечательная песня Lovers In The Sand – шестая в альбоме. Прекрасная мелодия с насыщенным оформлением. Ровные вещами хорошего уровня являются Till The End Of Time и Lonely Weekend. Вообще хочу отметить, что направление, взятое музыкантами в этом альбоме, проработано и удержано на уровне, невзирая на то, что это уже совсем тот оригинальный Bad Boys Blue 85-го. Скорее, это уверенное движение в общем потоке евродиско второй половины 80-х и у движения этого вполне самостоятельные и приятные черты.
Альбом 1989-го года The Fifth характерен пережёвыванием старого материала, полным уходом в струю евродискобита, характерную для конца 80-х. От 85-го года практически ничего не осталось, хотя можно сказать о двух хорошо сделанных «ровных» вещах: Lady In Black и A Train To Nowhere.
После альбома 1989-го года я перестал записывать Bad Boys Blue, так как в 1990-м году весной нового альбома в звукозаписях ещё не было, а потом у меня начались другие музыкальные интересы. Кроме того, весь мой интерес в сфере диско был сосредоточен именно на периоде 1985 – 1989 годов, позднейшие поп-проекты меня мало интересовали.
В конце 1989 или в начале 1990-го года мамина подруга тётя Оля, работавшая в звукозаписи, принесла феррохромовую отечественную кассету-шестидесятку с записью Fancy-88. Это были очень качественные насыщенные песни с хорошей оранжировкой и прекрасными мелодиями. На второй стороне был один из альбомов Silicon Dream песнями про перестройку. Оригинально. Если Silicon я записал позже, то Fancy решил записать сразу. Начиная с 1985-го года. И не ошибся. Это был альбом Get Your Kicks (1985).Первая песня Colder Than Ice – просто хит, у меня его потом многие переписывали. Клавиши, музыка – супер. Настоящее диско. Классика жанра. Вторая вещь альбома Get Your Kicks содержит роковые мотивы с переходами. Заводной припев и у третьей вещи - L.A.D.Y O. Вообще все композиции альбома находятся на уровне. Мне нравилось и нравится то, что диско того времени концептуально не ушло далеко от рок-музыки и структурно повторяло её, но это я понял позже. Под стать первой песни была четвёртая вещь Slice Me Nice. Идейно певец-композитор был действительно богат. Особенно ярко выделяется ритмика клавиш. Весёлая пятая песня – «Китайские глаза» (Chinese Eyes), написанная жестковато, стильно. На фоне с мягким голосом исполнителя получается хороший контраст. Восьмая композиция In Shock в духе первой и четвётрой, очень классный быстрый клавишный проигрыш как рефрен всей песни. Тринадцатая песня альбома Come Inside начинается как прорыв из другого пространства – настолько необычно она звучит по сравнению с первыми вещами. Ритмичная фоново-ударная электронная музыка, позже заимствованная стилем техно. Поёт женщина.
Альбом 1986-го года Contact (1986) начинается спокойной, почти блюзовой, вещью «Опустошающая королева» (Reaving Queen). Что-то я почувствовал здесь от Bad Boys Blue, но только здесь. Мощная композиция Bolero, третья по списку. Клавишные в стиле Жан Мишель Жарра. Конечно, в ряде песен вокал исполнителя проигрывает (слишком слабый, можно было бы помощнее и даже лучше женский), но в целом Fancy держал музыку на уровне. Вещью, напоминающей «бэдовскую» ритмику, является композиция Lady Of Ice (шестая в альбоме) – классическое, хорошо сделанное, европейское диско. Интересная и быстрая восьмая композиция Latin Fire. Если взять и ускорить Bony M, то получится что-то подобное. Famcy не слишком выдерживает стиль, экспериментирует, некоторые вещи вообще трудно назвать дисковыми, это либо что-то на грани с эстрадой, либо электронной музыкой. Очень мелодичная простая девятая вещь альбома After Midnight с классическим «фенсивским» жестковатым запевом и «духовым» проигрышем. Иногда кажется, что композитор не сочинял музыку, а прикалывался, но настолько хороши эти «приколы»… Композиция «Трансмутация» (четырнадцатая в перечне) – инструментальная, без слов, но, в общем, можно было ничего и не петь. Альбом, в целом, судя по названию и обложке, которую я увидел значительно позже, посвящён космосу и общению с внеземными цивилизациями. Не люблю перепевок и переработок уже существующих песен, но инструментальная версия композиции Reaving Queen – блюзо-джазовая дорожка, где не хватает только Криса Ри с гитарой. Восемьдесят восьмой год открывается у исполнителя альбомом Flames Of Love (1988), самым известным из всех. Классика Fancy. Хит – первая одноимённая вещь Flames Of Love. На этом же уровне Moscow Is Calling, особенно популярная в СССР, как и многое из евродиско, написанного про Россию в то время. Хорошая «крепкая» третья вещь I Can't Live Without You. Но особенно мне нравился «Телохранитель» (Bodyguard), пятый в списке. Стандартные клавишные проигрыши с прикольными подпевками в мелодичной динамике. Шедевр. Везде прослеживается насмешливые подтекст, это музыка, даже в танцевальной манере, была явно не для тупых. Ещё в музыке этого композитора мне нравятся его переходы, переливы, явно композиции, а не сделанные по шаблону «мыльницы». Из оригинальных вещей альбома можно отметить ещё Fools Cry, написанную в классической евроманере, в сущности, не шедевр, но неплохая «уровневая» вещь, на которую потом, думаю, ориентировались многие исполнители этого стиля.В 1989 году вышел четвёртый альбом Fancy под названием All My Loving. Это был последний альбом этого композитора-исполнителя, записанный мной. Первая песня Angel Eyes, во многом похожая на другие, и этим, как ни парадоксально, очень хорошая и высокоуровневая. Виден чётко сформированный стиль с уклоном с электронную составляющую, яркие мелодики, чуть ускорившийся по сравнению с 85-м годом ритм. Очень похоже на Bad Boys Blue, кстати. Вторая вешь равная ей, она называется A Voice In The Dark. Ровные, крепко сделанные композиции. Я не любил в то время медленные вещи в стиле «диско», но пятая песня Ways of Love была очень неплохая. Стоит отметить также восьмую (My Emotional Way) песню альбома, написанную на среднем уровне. Всё остальное достаточно однообразно. Вообще, несмотря на хорошее начало, альбом 89-го получился хуже, чем 88-й год. Может быть, композитор подумал, что «поймал» свой стиль и успокоился, но всё дело в том, что «поток» стиля складывается из разнообразия деталей. Если их нет, стиль умирает. Вершиной творчества Fancy, как и в случае с «бэдами», был 1985-й год – год начала, в котором ярче всего проявилась индивидуальность автора, было, как это ни парадоксально прозвучит в применении к диско, меньше попсовости, больше созвучия других стилей. Fancy я больше не записывал.
Некоторой страницей моей дисковой увлечённости в 1989-1990 гг. была группа Blue System, которую мне писали в 15-минутную дописку на вторую сторону 60-минутных «Сони» после альбомов Bad Boys Blue. Позже я записал два полных концерта этой группы, созданной и руководимой Дитером Боленом после распада «Modern Talking» - альбом 87 и 88-го годов. Продукт творчества Болена образца 1987-го года диск Walking On A Rainbow ничем особенно выдающимся не являлся, несмотря на хорошие аранжировки, исполнение и подачу. Голос Болена, конечно, был не в пример голосу Томаса Андерса в «Модерне – подпевки он делал хорошо, но солировать и вытягивать сложные по исполнению песни он не мог. Вообще на месте Дитера Болена я бы взял другого исполнителя, а лучше двух – мужчину и женщину – и сделал бы качественный проект. Видна попытка уйти в отрыв от творчества «модернового» дуэта, стать более жёстким, но, на мой взгляд, она не удалась. Не видно принципиально новых музыкальных решений, хотя тогда все эти песни были тогда в «крутом» европейском тренде. По мелодике я бы отметил композицию Love Me More. Ряд вещей явно вторичны и даже третичны не только по отношению к боленовскому творчеству, но и вообще к диско-песням того времени (например, композиция G. T. O.).
88-ой год с диском Body Heat смотрится куда живее. Первая композиция Under My Skin претендует на хит – хорошая электронная ритмика ритмика с агрессивной энергетикой. Хорошая уровневая песня «без претензий» Love Suite – светлая радостная музыка. Композиция «Моя кровать слишком большая» (My Bed Is Too Big), на которую явно делал ставку автор, на мой взгляд, относится к числу не слишком удачных вещей. В музыке Болена постоянно чего-то не хватает, возможно, хорошего вокала. Иногда кажется, что певец сейчас уснёт. Хитом бы я назвал песню «Слишком молод» - Too Young (7-я в альбоме) - прекрасный припев, просто музыкальная находка. На этом мои эксперименты с записями одного из генераторов евродиско Дитером Боленом закончились, Blue System была явно не моей группой. Совсем не впечатлил меня тогда записанный в дописке Supermax - 88. Может быть, эта музыка могла бы понравиться мне позже, хотя сомневаюсь. На мой взгляд, когда популярная музыка хочет быть похожей на хард-рок, это всегда смешно. Тягостное ощущение. Не впечатлила меня и сборка Secret Service – по звучанию европейская эстрада начала 80-х. Позже, уже на первом курсе института, я услышал песню Don't You Know, Don't You Know, исполняемую женщиной. Как позже выяснилось, это была композиция «секретов» - прекрасная вещь. Хит. Единственное, что мне понравилось у этих ребят. Кроме того, я достал записанные на советскую МК-60 альбомы группы Joy 1986-го года Hello и Joy And Tears. Не помню, кажется, взял послушать у Атабаева. У меня позже был некий альбом 1987-го года, которого нет в дискографии – возможно, это были слепленные вместе синглы с дописками. В любом случае, первый альбом Hello у австрийцев получился неплохим (но не сильным) – видно влияние «Модерна» и «Бойсов». Вторая композиция в списке Touch By Touch – признанный хит, и я согласен с этим. Особенно приятны проигрыши «гармоники». Также «раскрученной» вещью является пятая песня альбома Valerie, которая мне не нравится совсем. Не знаю даже, почему – наверное, слишком выражена вторичность. Крепкая жизнеутверждающая вещь Night Of The Nights (шестая в перечне) возможно, в другом исполнении ставшая бы хитом. Второй продукт творчества группы диск Joy And Tears более динамичный, несмотря на заунывную первую песню списка. Вторая вещь Gimme All Of You – однозначный хит по среднеуровневой «мыльной» шкале евродиско того времени. Без сомнения, шедевром дискотек является четвёртая песня Japanese Girls, мне она тоже понравилась, так как была очень мелодична и переливна без «засыпания». Самой лучшей композицией альбома является вещь I'm In Love – насыщенная ударная музыка без признаков вторичности в лучших традициях Bad Boys Blue, хотя «бэды» тогда записали только 2-ой альбом. Начинали команды вместе. Вообще в чистой мелодии я угадываю у Joy иногда оттенки от первого альбома Сандры и даже «проскоки» музыки заокеанской Бони Тайлер. Среди рядов вещей вдруг высятся шедевры, неизвестно откуда взявшиеся. Своего уровня «мощности» группа, на мой взгляд достигла к своему одноимённому альбому в 1989-м году, но «Джой» не были моим любимым проектом и я не ставил своей задачей писать все их альбомы, поэтому пошёл дальше в изучении музыкального пространства, а австрийцы остались со своими меломанами.
Когда однажды я пришёл в звукозапись рядом с ателье на Пролетарской, то в рукописных списках групп, имеющихся в наличии, то снова наткнулся на странное название «Radiorama». Я давно хотел записать эту группу хотя бы в дописку, но не получалось. Откуда-то как-то я услышал, что есть такая группа «Радиорама», которая играет очень качественное диско. Тогда вообще было мало информации о зарубежье, когда магнитофоны у студийцев были свободны, они могли поставить что-то для ознакомления – если попросить. Но я решился вслепую. И записал два альбома. 1986 и 1987 года. Не ошибся. Не жалею об этом до сих пор. Самое лучшее диско в моей жизни. На старую склеенную-переклеенную BASF я закатал два концерта-шедевра и потом затёр до дыр эту кассету, у меня брали её переписывать несколько раз. Ритм, подача, мелодия, сама структура песен, убийственная драмм-машина, прекрасные голоса – с этой командой по суммарному музыкальному уровню могли, на мой взгляд, потягаться только несколько из песен «Скотча» и «Диджитал эмоушен». Первая песня альбома Desires And Vampires (1986) под названием Desire – шедевр. Без сомнений. Чёткая, мелодичная, насыщенная, с переходами тем, без однотонности и повторяемости гармоний. Ребята не побоялись быть гениальными. Многие боятся. Прямолинейность этой музыки перерастает в сложную структуру при отдалении. Вторая песня списка Flight Of Fantasy – хорошая небыстрая лиричная вещь с интересной музыкой, после неё остаётся приятное ощущение тепла и солнца. Третья песня Hey Hey – опять гармоничное сочетание великолепной ритмики и шедевральной мелодии, дающее полноту композиции, это то, чего лишены многие коллективы. У ряда групп, в том числе и диско-направления, либо прекрасные ритм и аранжировки и «провальные» мелодии, либо хорошая музыка в плохой, неудачной подаче. Здесь же всё попало в «копейку». Четвёртая композиция – лучезарная музыка под названием Wacha Gonna Do. После этих песен хочется жить. Хочется обратить внимание на отдельные семплы, которые музыканты могли бы и не делать, но сделали – и получилось как с мозаикой – никуда без них. Пятая песня Vampires – радиорамовская классика, хард-рок в стиле диско с жёстким пафосом музыкальной мифологии. Гениальная вещь на уровне Desire. Шестая композиция Chance To Desire также относится к разряду радиорамовских «тяжеловесов» наряду с первой и пятой вещами альбома. На эту песню можно равняться всем, особенно в том, как написан и спет не только припев, но и запев (Radiorama сразу начинает играть качественное диско, не «раскачиваясь» и не исполняя «провальных» запевов). Седьмая композиция Friend скорее похожа на какой-нибудь «Би-Джиз» в более современной обработке или «медляк» «среднероковой» группы 80-х с то й лишь разницей, что эта группа сделала бы данную песню суперхитом, а у «Радиорамы» это всего лишь нормальная уровневая вещь. Таков был уровень группы. Вообще ярко выраженная роковость, исполненная не рок-инструментами, не рок-приёмами, не рок-вокалом, а достигнутая совершенно другими средствами – жёстким и одновременно мелодичным диско, гармоний звука и ритма – это особенность группы Radiorama. По сравнению с Desire или Vampires многие песни рок-групп воспринимаются как детское нытьё. Недаром этому стилю дали имя «тяжёлое диско». К сожалению, просуществовал он недолго. Очень жаль. Одно из немногих направлений музыки, которое должно было существовать и привело бы к совершенно другой музыкальной картине мира. Второй альбом группы The 2nd Album начинается с композиции Yeti – также шедевра «тяжёлого веса». Проигрыши, женская подпевка, переходы, чёткие клавиши и основной проигрыш в припеве – ребята работали над музыкой, как над классикой. Жаль, что надолго их не хватило. Мне нравилось то, что музыка у «Радиорамы» была очень разнообразная, не похожие друг на друга песни. И всё вращалось вокруг насыщенных ударных, они соединяли песню в единый узор, всё строилось вокруг них подобно какой -то космической инженерной конструкции. Показательным примером в этом отношении является песня Aliens, вторая в альбоме. Паузы ритма, когда играют одни ударные – это просто верх диско-мысли, переплюнувшей даже слащавых сопливых псевдометаллистов. Это реально инструментальные композиции, сложные сочинения, которые могут быть исполнены лишь высокоуровневой трэш-командой (к примеру). Попсе перепеть это не под силу. Либо создавать вторую «Радиораму». Третья вещь списка песня Woman – прекрасная рок-баллада без нытья, «Скорпионс» до неё далеко. Четвёртая песня Warrior могла бы, наверное, быть лучше, если бы убрать лишнюю лирику из припева, хотя так получилось разнообразней – много оттенков в одном сочинении. Пятая вещь So I Know очень стильная, с мощным синтезатором и хорошим мужским и женским вокалом, хорошо изложенная лирика. Шестая песня Love Of My Life – забойная динамичная вещь о любви без снижения скорости и со вставками саксофона – быстрый ритм с жестковатым мужским и ясным женским вокалами. Некий музыкальный намёк на заокеанскую любовную лирику того периода. Американской попсе середины второй пол. 80-х гг. можно брать пример у итальянских коллег. Radiorama была явлением. Пример создания полноценной тематической композиции, завершённой в музыкальной форме. Структурно это было сложнее, чем «Модерн», Сабрина или Сандра. По смыслу тоже - группа не лежала в плоскости «ятебялублу». Многие, думаю, пытались подражать, но не думаю, что сильно успешно. На фоне итальянцев этот коллектив выделялся радикально. Несмотря на разнообразие групп италодиско, многие из этого «потока» были очень похожи друг на друга отсутствием идей и слабыми вокалами. На фоне других европейцев тем более. Все били в любовь и в слащавые мелодики. Американцы вообще играли другую музыку – «для своих». Направление этих шедевров не было развито, и угасло в конце 80-х. Но музыка осталась как образец, к которому никто так и не смог приблизиться. Radiorama была у меня записана достаточно долго, пока я в рамках очередной эпопеи из-за нехватки кассет не записал на эту кассету что-то из харда. Нельзя сказать, что я колллекционировал диско-группы и пытался записать их все – в моё поле попадали лишь те команды, которые слушали мои друзья или которые я отдельно хотел записать по каким-то причинам. Как правило, это было что-то услышанное ранее. Информации было мало, в газетах об этом почти не писали, поэтому часто даже названия групп мы писали с ошибками. Одной из групп, которые я записал «под закат» своего увлечения эти направлением стали London Boys. Пацаны приносили в школу магнитофон с кассетой этой команды, батарейка уже садилась, но я что-то расслышал, и мне в общем понравилось. Это был единственный концерт London Boys, записанный мной. Альбом, как я намного позже узнал, назывался The Twelve Commandments Of Dance. Первая песня Requiem была одной из самой лучших в списке. Её можно было назвать улучшенной версией «Блю систем» с примесью «Джой». Динамичная вещь с оригинальной мелодией и хорошим вокалом. Третья композиция Harlem Desire была просто некой быстрой танцевальной версией «Модерна» с прекрасным припевом и очень жизнерадостной энергией. Моему приятелю Женьку больше всего нравилась песня Chinese Radio, четвёртая в альбоме. Прикольный проигрыш с растянутым диско-репом и неплохим переходом к припеву сделал композицию достаточной «крепкой». Мелодичной и какой-то искренней, как и всё творчество этой команды, была песня I'm Gonna Give My Heart, восьмая в альбоме. Группа отличалась вообще какой-то простотой и ясностью, незамысловатой подачей и в то же время присутствием своего собственного лица, которое трудно было иметь в огромной волне евродиско. Ребята, наверное, на одной ионике смогли бы сыграть концерт. Прекрасный вокал, способный донести музыкальную задумку, не менее важен для группы, чем сам замысел песни. Иногда общее впечатление смазывало то, что концерт был обрезан тридцатиминутной стороной кассеты, так как часто для записи использовались МК-60 или ещё какие-нибудь шестидесятиминутки. Я старался писать полностью, «с переворотом», поэтому всегда что-нибудь дописывал. В 1989-м году в Камышине эта группа была очень популярна, по крайней мере на Третьем городке, где я жил, её знали все школьники. Женёк записал как-то новый альбом Сандры Into A Secret Land, вышедший в 1988-м, но у нас появившийся только год спустя. Я взял послушать, и понял, что творчество певицы с 1985-го года сильно продвинулось. На песни этого альбома легла тень какой-то трагичной роковости. Это была не танцевальная музыка отчасти в танцевальной манере, что было нетипично для немецкого диско того времени. Знаковая вещь Secret Land, первая в списке, вообще стоит печально-мистическим особняком германского диско конца 80-х. Хорошая лирическая композиция We'll Be Together продолжает начатую линию, как и Heaven Can Wait, танцевально-нетанцевальная вещь с таинственным подтекстом. Медленная песня «Прямо как бриллианты» - Just Like Diamonds – хороший медляк даже не в диско-манере. Композиция Children Of England отдаёт некой психоделичностью и в общем могла бы претендовать на статус роковой песни в потоке «новой волны». Если бы певица развивалась в направлении, взятом в этом альбоме, то через пять лет уже исполняла бы, наверное, рок-музыку – не хуже Шинейд О`Коннор или «Юритмикс».
Кроме того, из исполнителей, которых я неплохо знал, но музыку которых никогда не записывал, была C.C. Catch, симпатичная певица из Германии. Не знаю, почему не получалось её записать. Наверное потому, что я искал «то самое» настоящее сокровенное диско, которое было бы «сердцем» всего диско и которое бы до меня из моего двора и из моей школы никто не записывал. Однако, нужно отметить, что многие песни этой исполнительницы, созданные Дитером Боленом, мне нравились, как и всем моим приятелям. На стенах нашей школы было несколько раз написано «C.C. Catch». Песни 'Cause You Are Young, I Can Lose My Heart Tonight, Strangers By Night, Heaven and Hell, Stay, Heartbreak Hotel и ряд других оказались на уровень, а то и на два, выше, чем остальное евродиско. Мне особенно нравилась вещь Heaven and Hell. Эту певицу можно смело включать в пятёрку немецкого диско и в двадцатку евродиско всех времён. Проект как женский вариант «Модерна», по-моему, в качестве и разнообразии музыки обогнал свой мужской «прототип», к тому же приятная внешность певицы делала её просто суперпопулярной в СССР. Впрочем, Modern Talking я тоже записал – два последних альбома, по-моему. Записал для мамы – ей нравилась эта музыка. Сам тоже слушал, но не был в особом восторге – слишком много сладкого сиропа, простительного женскому исполнению, в мужской интерпретации утомляющего. Кроме того, это был уже закат «Модерна», содержащий много повторений, и я не буду о нём писать. Моей целью было найти несколько групп из серии итальянских дискотек The best of habbo disko hits и The best italo disko hits, но отсутствие каких-либо сведений о командах и исполнителях, вошедших в эти сборки (часто это были нон-стопы), не позволили этого сделать. В 1986-м году появился «русский модерн» Сергея Минаева, перепевающего немцев и в целом европейцев по-русски. Он популяризировал диско в СССР в русской текстовой подаче (иногда очень хорошо, смешно, даже по-панковски, сделанной) и выпускал свои дискотеки, которые пользовались большим успехом. Но мне помогло это не очень. Намного позже я нашёл одну из безымянных для меня групп, входивших в зарубежные сборки, ею оказались Silent Circle c их суперизвестной композицией Touch in the night. Очень долго я пытался найти группу, которую мне дал послушать ещё в 1986-м году на первом магнитофоне мой сосед по подъезду Женек Артемов. Эта была тогда для меня какая-то космическо-танцевальная музыка, очень модная и современная. Позже я узнал, что группа называется Digital Emotion. Помню, это был обрезанный альбом на шестядисятке, но этого более чем хватило, чтобы полностью проникнуться этой музыкой. Альбом был одноимённый и выпустили его в 1984-м году, но есть на два года раньше, чем до нас дошла эта музыка. Глубокая советская провинция и отсутствие вообще чего бы то ни было в музыкальном выборе заставляли нас в пятом-шестом классе либо демонизировать исполнителей, либо превозносить их. Мы тянулись к тому, чего были часто лишены – к космосу, к современной музыке, к фантастике, к каким-то сражениям в параллельной реальности. Первая композиция Get Up,Action была, без сомнения, хитом, но мне больше нравилась вторая Go Go Yellow Screen, та, где стреляют из «бластеров». Тогда все эти песни сливались для меня в какой-то один сплошной поток звёздных войн (хотя «Звёздные войны» я впервые увидел в видеосалоне в 1989-м). В них было много разных звуков, примочек, переходов, мы не всё улавливали. Нужно было, конечно, записать эту команду, но я не знал тогда, кто это. Интересная вещь Don`t Stop, четвёртая в списке, хотя, конечно, уступает по уровню первым двум. Стильная композиция Electric Love, пятая в альбоме, не содержит какой-либо запоминающейся музыки, но хороша своей концептуальностью. Думаю, многие диско и даже техногруппы взяли немало из творчества Digital Emotion, определившей целое направление развития музыки на стыке электронного и поп-звучания, к тому же в «космическо-андроидной» подаче. Первые две песни альбома – шедевры. «Аббу» м «Бони М» как одних из основоположников европейского диско я слышал немало, но не разу не записывал. ABBA считал слишком древней, со старым звучанием, а Bony M отдавали кабаком. Мои опыты с записыванием «втёмную» закончились группой Silicon Dream, которую я записал в 1989-м. В этом случае я снова не ошибся. Альбом 1988 года Time Machine был одним из лучших моих диско-приобретений. Композиция Time Machine (You Are The Master Of Time-Age), насыщенная и мощная даже для 2023 года, в то время воспринималась мной как вершина электронного диско с микшированием различными звуковыми вставками и достаточно юморным голосом. Ею открывается список вещей итальянской группы. Песня Jimmy Dean Loved Marilyn (Film AB) (The Hollywood-Age), исполненная в той же манере, не уступает первой. Сложный рисунок ритмики, насыщенной и являющейся, по сути, солирующей в композициях, превращает их в некое техническое диско. Мне больше всего понравилась третья песня Corleone Speaking (The Chicago-Age) – самая лучшая музыка и конструкция композиции. К тому же выигрыш даёт чёткая концептуальность альбома – тема машины времени, проходящая через все вещи данного проекта. Музыканты не боялись применять разные звуки, включая звуки духовых инструментов, исполнение шло «мягким репом» или речитативом с ярко выраженным юморком. Неплохая вещь Andromeda (The Space-Age) – дань космосу в 80-х. Без изысков и приколов, песня написана о грядущей космической эре с уважением с будущему. Неожиданно удачной оказалась композиция Primaballerina (The Romantic-Age), песня не о звёздных войнах, а о романтическом веке, с запоминающейся эндемичной музыкой. Очень хорошо смотрится на фоне первых «пёстрых» и многоплановых вещей. Ну и, конечно же, медленная композиция Don't Break My Heart (The Age Of Love), десятая в альбоме, как я считаю, являющаяся одной из лучших «медляков» диско-стиля. Ею можно завершить рассказ о группе Silicon Dream, выпустившей только один альбом в своей истории.
Диско явилось частью той культуры, которая сформировала не только молодёжь, но и вообще людей 80-х в нашей стране. Эта музыка звучала везде – от самых дальних колхозов до столичных центров. Это было реальное влияние на мозг, чувства, настроения, стремления людей. Оторвавшись от западной культуры, диско в СССР приобрело вторую почву и надолго в ней осталось, переродившись, дав новые, российские ростки, новое понимание «классического» звучания с национальным оттенком. Диско было музыкой позитивной, в нём не было откровенного разрушения и пропаганды наркотиков и алкоголя. Невзирая на статусность советских песен, между собой люди их не пели, за столом пели лишь определённый круг «застольных» русских песен и песен периода Великой Отечественной войны и послевоенного периода. На магнитофоны их не записывали. Молодёжь слушала западную рок- и попмузыку, а также советские рок-группы, вышедшие из полуподполья. В 1987-м появился «Мираж», первая советская полноценная диско-группа. В 1986-м я впервые услышал «Форум», но не знаю, можно ли в полной мере назвать его диско – тогда он был ближе к ВИА середины 80-х. Западная музыка не сделала нас западными, но научила думать и мыслить музыкально людей без музыкального образования. Человек с магнитофоном изучал мелодии, тысячи раз перематывая кассету, он слышал разные инструменты, звучание синтезатора, вокал разных исполнителей, сравнивал их, делал оценку – люди развивались. Они не ходили в оперетты и оперы, не посещали балеты в провинции, они ставили кассету с «Радиорамой» и начинали оценивать другую реальность, насколько она хороша. Для многих музыка была спасением, так как серость бытия давила настолько, что некуда было от неё деться. Самое интересное заключается в том, что Россия всегда и везде даёт свой ответ на культурные вызовы, переваривая музыку, осознавая её, отрыгивая и формируя свою концепцию модернизированного стиля. Нельзя сказать, что русское диско было лучше западного, но оно было другим. Наиболее ярким представителем его в 1990-1991 годах была группа «Кармен». И ещё. Даже часть «непереваренного» западного диско, которое закрепилось в СССР в конце 80-х, также можно с уверенностью назвать советским, так как оно стало частью повседневной жизни, мы как бы забрали его себе. Не зря европейские диско-исполнители, суперпопулярные на Западе в 80-х, но в 2000-2010-х годах утратившие там любые рейтинговые позиции, с таким добродушием и искренним интересом воспринимались в России, приезжая сюда с гастролями. Диско до сих пор является стилем, популярным в нашей стране. Так же как модерн, классицизм или авангард, это часть нашей культуры.
Владимир Мозалевский
Made on
Tilda