Со временем я отсёк все остальные направления, распродал и обменял их и у меня накопилось семь больших альбомов африканских животных, выпущенных африканскими государствами. Никто не понимал этой концепции, но я не старался особенно объяснять. Вообще-то это было дорогое удовольствие. Значительно дешевле было собирать советский «Космос» или вообще «Космос» всех государств, как мой товарищ. Очень дёшево было заниматься советским периодом, соцреспубликами, гербами – можно было выменять и купить поистине ценные вещи у какого-нибудь ничего не понимающего третьеклассника. Но моя тема была другая. Дорого было собирать живопись, как мой двоюродный брат – там было чем поживиться и в перестроечные времена уже появилось много роскошных наборов с блоками из Европы, да и соцлагерь выпускал красивейшие вещи.
Наряду со спортом, живописью, зарубежным космосом животные были, пожалуй, самой дорогостоящей темой для школьника. Кроме этого, из припоминаемых мной ещё были направления «Транспорт», «Великие люди», «Растения», «Война». Один мой знакомый собирал негашёные африканские марки независимо от темы, другой – американские стандартные почтовые марки, которые я впоследствии тоже активно скупал и собирал. Были те, кто увлекался только революционной тематикой и конкретно В. И. Лениным – они тогда в плане материала жили в роскоши. Вопреки представлениям некоторых начинающих собирателей, советские марки были недёшевы в сравнении с другими и очень качественно сделаны – и полиграфия, и клеевой слой, как правило, были на высшем уровне. Многих наборов и блоков было просто не достать, они очень дорого стоили – это касалось в первую очередь космоса и живописи.
9.00. Воскресенье. ДК Краностроителей в Камышине. Самый разгар марочной «гонки»: ряды столов, куча народа, постоянные вопросы «Меняешь?» «Продаешь?». И торг. Тут надо быть начеку, чтобы не обдурили, особенно если вымениваемые наборы вообще неизвестные – даже близко ничего не знаешь о них. Смотришь на год выпуска, гашение, качество печати. Вообще-то каждая марка имела и имеет свою ценность, денежный эквивалент, складывающийся из многих составляющих. Об этой ценности мы не всегда знали. Но со временем вырабатывалось чутьё. Проще было продать и купить, выгоднее – поменяться, но иногда просили то, что ты отдать не мог.
Я часто пересматривал свои альбомы, мне нравились мои животные: слоны, носороги, бегемоты, обезьяны, страусы, леопарды и многое другое. В африканских марках было много золота, серебра, они были живописно нарисованы. Коллекционируя марки, я, в сущности, изучил к 6-му классу самостоятельно политическую карту мира, висевшую у меня над кроватью, так как всегда искал, откуда родом тот или иной кусок маленькой полиграфии. Помню, трудности возникли с крабом с Мальдивских островов, но я нашёл всё-таки их, как нашёл Андорру, Лесото, Лихтенштейн, Доминиканскую республику, ряд государств Гвинейского залива.