Литература как опыт
Литература на уроках литературы кажется невыносимым занятием, тягомотным и серым, с маленькими иллюстрациями в учебниках или же вообще без них, со строгим учителей и дурацкими вопросами про причины поступков главных героев, которые, как оказывается, должны были поступить именно так, как написано в конспекте учителя. Если бы я прямо ответил на вопрос, почему Пьер Безухов ездил в салон Анны Павловны или почему именно такие, а не другие, мысли приходили в голову Болконского на поле Аустерлица, то, наверное, был бы удалён из класса преподавателем. Первый ответ был бы связан с тяготением к женскому полу, а второй – с приближением смерти и расширением сознания героя перед потерей души.
AL – ОН ЖЕ ИИ. ИСТОРИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА?
Последние сто лет в мире человека происходят тектонические изменения, касающиеся его ценности как творческого субъекта.
То, что нейросети рисуют шесть пальцев на руке и картинки с эффектом «зловещей долины», давно уже в прошлом. Эти молодые программы, получив способность обучения, учатся новым навыкам со скоростью горного водопада. Пока ещё они не могут написать хит с уникальной мелодией, но глядя на темпы их роста можно быть уверенным в этом.
Илон Маск уже начал интегрировать чипы в человеческий мозг, осталось усовершенствовать эти чипы, отточить «софт» и "Футурологический конгресс", предсказанный ещё Станиславом Лемом, вырастет на наших глазах. Нет, это не "Матрица", скорее остров наслаждений из "Незнайки на Луне" Николая Носова.
ТРАДИЦИЯ ЧИТАТЬ
Технологическое развитие не столь сильно ушло вперёд, чтобы строить из себя «людей с Марса» - так бы я сказал некоторым восторженным идиотам со смартфонами в руках и приглашениями на слёты «лидеров» в почтовых ящиках. Может, лучше по Пушкину «приколемся»? Почитаем что-нибудь из «Повестей Белкина» или же из поэтического наследства? А, может, Чехов? «Черный монах» не устраивает? Покруче будет, чем голливудское «Шестое чувство» или что-там окололежащее…Главное – не просто «круче», а глубже, мистичнее, необъяснимее и в итоге без чёткой букварной развязки. Нет, лучше смотреть на чьё-нибудь «самовыражение» с бумажным артом и «шедевральными» подписями внизу. Да, азы, преподанные в «Недоросли», эти люди будут открывать для себя до семидесяти лет.
МЫ В «ЧЁРНОЙ ДЫРЕ»
В последнее время всё чаще стал ловить себя на том, что современная русская поэзия всё больше старается не «вращаться по спирали», уходя вверх, а крутиться на арене цирка по замкнутому кольцу – очень восторженно, безопасно и даже прибыльно. Зрители привыкли к фокусам наездников, цветные перья ещё не истрёпаны, все ждут сальта-мартале на осле. Это апофеоз программы. Номера «про водку», «про тётку», «про лодку» и «про морковку», а в конце – белый стих о романтиках-наркоманах в лирических косухах со стёклами в руках. Вот уже двадцать пять лет одно и то же. Даже больше – лет тридцать пять, наверное, ещё с перестроечных времён. Двери открыл так называемый «русский рок» (который придумали позже – тогда он был советским), а также «святые» диссиденты и внезапно обретённый «серебряный век». Сначала было оригинально и даже свежо, потом вошло в привычку, позже стало надоедать. Сейчас это просто пошлость, которую выдают за шедевры. Плохо написанный протест против всего, описание секс-оргий с грамматическими ошибками, восхваление алкоголя штампами из газеты, самолюбование в кожаных плащах революционно-детсадовской «гениальности» - всё есть в этом адском котле кушнеровско-пелевинской литературы. Теперь ещё и баночку с гламуром в это варево высыпали, но пересыпали немного…